Иконостас собора середины XVII в. представляет собой одну из вершин древнерусской иконописной традиции. Строгое каноническое письмо позволяет забыть житейскую суету, в молитвенном возвышении оставшись наедине с Господом.
Пятиярусный иконостас был создан по указу царя Алексея Михайловича в 1650-е годы знаменитыми иконописцами (царскими изографами) Оружейной палаты Степаном Рязанцем (Резанцем), Карпом Тимофеевым, Яковом Казанцем и другими. Серебряные тисненые, так называемые басменные, оклады были выполнены одновременно с иконами в мастерских Оружейной палаты.
В XIX в. были исполнены сохранившиеся алтарные двери с изображениями архидиаконов Стефана и Лаврентия, а также новые оклады на тябла и колонки.
В годы революции были утрачены все иконы местного чина, драгоценное убранство нижнего яруса иконостаса и Царские врата, однако верхние ряды иконостаса практически не пострадали.
Чудом сохранившиеся иконы праотеческого, пророческого, праздничного и деисусного чинов, а также драгоценное убранство иконостаса были поставлены на государственный учет в Звенигородский музей в 1960 г.
В 1969–1975 гг. в мастерской реставратора Д.Е. Брягина, располагавшейся в московском Ново-Девичьем монастыре, проведено изучение и полная реставрация икон и окладов. Подвижнический труд бригады Д.Е. Брягина по сохранению, консервации икон продолжили реставраторы музея А.Л. Мельниченко и М.Б. Селезнев, которыми иконостас в 1998 г. был установлен в Рождественском соборе.
Просмотрено (5379)